Отмена лицензирования в
строительстве
С января
будущего года
года полностью
прекращается
действие
лицензий на
строительство, и
отрасль начнет
жить по новым,
рыночным
законам. Такие
серьезные
изменения не
могут не
волновать и
самих
строителей, и
власти на
местах, и
общественность.
Как скажется отказ от лицензирования строительной деятельности и переход к саморегулируемым организациям на качестве проектирования и строительства и какая роль отводится государственным надзорным органам в сложившейся ситуации?
Своим мнением по этим и другим вопросам поделился председатель Комитета государственного строительного надзора города Москвы.
Понятно, что переход к саморегулированию не означает полной бесконтрольности со стороны государства.
Кто и как в новых условиях уполномочен курировать строительную сферу?
Согласно законодательству, за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО), основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, а также строительство, предусмотрен государственный контроль, который будет осуществляться Ростехнадзором. Он же уполномочен на ведение реестра СРО.
В форме лицензирования государственное регулирование упраздняется, однако оно остается в форме государственного строительного надзора, который будет осуществляться, как и раньше, Мосгосстройнадзором.
Cкажутся такие изменения на деятельности Мосгосстройнадзора?
Думаю, что в новых условиях роль нашей организации возрастает, но полагаю, что работать, особенно на первых порах, будет сложнее. Лицензирование играло важную роль в упорядочении строительства, все участники которого, оформляя лицензии на тот или иной вид деятельности, о сути, брали на себя определенные обязательства. Каждый знал: не справляешься с порученным делом так, как должно, - лишишься лицензии. Поэтому лицензионные органы были нашими помощниками в контроле качества строительства. В случаях вопиющих нарушений мы всегда могли обратиться с рекомендацией приостановить действие лицензии компании до полного устранения наших замечаний.
Станут ли такими помощниками СРО?
Не будут ли они покровительствовать тем организациям, которым сами же выдавали допуски на тот или иной вид деятельности?
На сегодняшний день существуют опасения, что такой оперативной реакции на предмет проверки соответствия выданных допусков реальным требованиям, которые сегодня предъявляются к строительству, как это было с лицензионными органами, может не быть. Вот тогда нам придется бороться с бракоделами в одиночку, а это всегда сложнее.
Имеются ли рычаги для такой борьбы?
Безусловно, у нас есть полномочия и инструменты, чтобы влиять на нарушителей.
Во-первых, штрафные санкции. Они резко увеличились, только за прошлый год было принято решений о наложении таких административных взысканий на сумму почти 70 млн. рублей.
Во-вторых, за невыполнение предписаний в указанные сроки мы имеем право приостановить работу компании до 90 суток. А это уже серьезные убытки для нарушителя. Хотя, конечно, хотелось бы надеяться, что к таким крайним мерам обращаться не придется.
Вы считаете, что с отменой лицензирования вести постоянный контроль качества строительства станет сложнее?
Никто сейчас не рискнет высказаться однозначно по этому вопросу. Есть здесь и положительные, и отрицательные аспекты. Они всегда проявляются с изменением системы регулирования правоотношений в любой области.
Государство впервые предложило бизнес-сообществу создавать саморегулируемые организации, определило процедуры их формирования и контроля их деятельности, установило порядок солидарной материальной ответственности членов этих организаций в виде формирования компенсационных фондов и страхования гражданской ответственности перед третьими лицами за причиненный ущерб.
Введение саморегулирования, процесс объективный, необходимый элемент экономики, основанной на рыночных принципах. Снизить регулирование со стороны государства - это значит убрать лишние административные барьеры на пути бизнеса. Так делают все развитые страны, снижая тем самым бремя налогов.
Какие трудности могут ожидать участников рынка в связи с переходом к СРО?
Конечно, мы надеемся, что переход к СРО даст положительный результат.
Но нам пока не с чем сравнивать, мы в таком формате еще не работали.
Целесообразно было бы в виде эксперимента хотя бы годом раньше, когда еще работало лицензирование, ввести параллельно СРО и посмотреть, что из этого получится. Тогда реально можно было увидеть, что удается лучше, что хуже.
Вот один такой момент: СРО будут созданы на территории всей России, и выдаваемые допуски дают возможность организации работать в любом регионе. Это, наверное, правильно, но в то же время вызывает некоторую тревогу.
Получит, к примеру, застройщик допуск на те виды работ, которые прежде не выполнял, и приедет строить в Москву. А в столице своя специфика – плотность застройки, сложнейшая инженерия, жесткие темпы, да и требования к качеству работ совсем иные.
Начинать все с чистого листа - это очень сложно. Но строительство нельзя остановить до тех времен, когда все СРО заработают, как положено. Поэтому переходный период, думаю, будет непростым. В любом деле важен наработанный опыт. Уверен, что время расставит все по своим местам.
Как скажется отказ от лицензирования строительной деятельности и переход к саморегулируемым организациям на качестве проектирования и строительства и какая роль отводится государственным надзорным органам в сложившейся ситуации?
Своим мнением по этим и другим вопросам поделился председатель Комитета государственного строительного надзора города Москвы.
Понятно, что переход к саморегулированию не означает полной бесконтрольности со стороны государства.
Кто и как в новых условиях уполномочен курировать строительную сферу?
Согласно законодательству, за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО), основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, а также строительство, предусмотрен государственный контроль, который будет осуществляться Ростехнадзором. Он же уполномочен на ведение реестра СРО.
В форме лицензирования государственное регулирование упраздняется, однако оно остается в форме государственного строительного надзора, который будет осуществляться, как и раньше, Мосгосстройнадзором.
Cкажутся такие изменения на деятельности Мосгосстройнадзора?
Думаю, что в новых условиях роль нашей организации возрастает, но полагаю, что работать, особенно на первых порах, будет сложнее. Лицензирование играло важную роль в упорядочении строительства, все участники которого, оформляя лицензии на тот или иной вид деятельности, о сути, брали на себя определенные обязательства. Каждый знал: не справляешься с порученным делом так, как должно, - лишишься лицензии. Поэтому лицензионные органы были нашими помощниками в контроле качества строительства. В случаях вопиющих нарушений мы всегда могли обратиться с рекомендацией приостановить действие лицензии компании до полного устранения наших замечаний.
Станут ли такими помощниками СРО?
Не будут ли они покровительствовать тем организациям, которым сами же выдавали допуски на тот или иной вид деятельности?
На сегодняшний день существуют опасения, что такой оперативной реакции на предмет проверки соответствия выданных допусков реальным требованиям, которые сегодня предъявляются к строительству, как это было с лицензионными органами, может не быть. Вот тогда нам придется бороться с бракоделами в одиночку, а это всегда сложнее.
Имеются ли рычаги для такой борьбы?
Безусловно, у нас есть полномочия и инструменты, чтобы влиять на нарушителей.
Во-первых, штрафные санкции. Они резко увеличились, только за прошлый год было принято решений о наложении таких административных взысканий на сумму почти 70 млн. рублей.
Во-вторых, за невыполнение предписаний в указанные сроки мы имеем право приостановить работу компании до 90 суток. А это уже серьезные убытки для нарушителя. Хотя, конечно, хотелось бы надеяться, что к таким крайним мерам обращаться не придется.
Вы считаете, что с отменой лицензирования вести постоянный контроль качества строительства станет сложнее?
Никто сейчас не рискнет высказаться однозначно по этому вопросу. Есть здесь и положительные, и отрицательные аспекты. Они всегда проявляются с изменением системы регулирования правоотношений в любой области.
Государство впервые предложило бизнес-сообществу создавать саморегулируемые организации, определило процедуры их формирования и контроля их деятельности, установило порядок солидарной материальной ответственности членов этих организаций в виде формирования компенсационных фондов и страхования гражданской ответственности перед третьими лицами за причиненный ущерб.
Введение саморегулирования, процесс объективный, необходимый элемент экономики, основанной на рыночных принципах. Снизить регулирование со стороны государства - это значит убрать лишние административные барьеры на пути бизнеса. Так делают все развитые страны, снижая тем самым бремя налогов.
Какие трудности могут ожидать участников рынка в связи с переходом к СРО?
Конечно, мы надеемся, что переход к СРО даст положительный результат.
Но нам пока не с чем сравнивать, мы в таком формате еще не работали.
Целесообразно было бы в виде эксперимента хотя бы годом раньше, когда еще работало лицензирование, ввести параллельно СРО и посмотреть, что из этого получится. Тогда реально можно было увидеть, что удается лучше, что хуже.
Вот один такой момент: СРО будут созданы на территории всей России, и выдаваемые допуски дают возможность организации работать в любом регионе. Это, наверное, правильно, но в то же время вызывает некоторую тревогу.
Получит, к примеру, застройщик допуск на те виды работ, которые прежде не выполнял, и приедет строить в Москву. А в столице своя специфика – плотность застройки, сложнейшая инженерия, жесткие темпы, да и требования к качеству работ совсем иные.
Начинать все с чистого листа - это очень сложно. Но строительство нельзя остановить до тех времен, когда все СРО заработают, как положено. Поэтому переходный период, думаю, будет непростым. В любом деле важен наработанный опыт. Уверен, что время расставит все по своим местам.